Вы вошли как ГостьПриветствую Вас, Гость


Зайцева Раиса Николаевна, учитель английского языка
 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
 «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным
изучением отдельных предметов», г.Старый Оскол


Тема опыта: «Участие школьников в социальных проектах как фактор формирования коммуникативной компетенции»


Раздел I
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта. Педагогический опыт внедрен в образовательный процесс муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов» Старооскольского района Белгородской области.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №20  с углубленным изучением отдельных предметов» расположено в новой части города, в микрорайоне «Олимпийский», с 1 сентября 2009 года является ресурсным центром образовательного округа №1.
Школа  находится в благоприятном социокультурном окружении. Образовательное пространство микрорайона составляют  МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 22», МБОУ «Гимназия № 18», три дошкольных учреждения,  комната школьника «Саланг», школа искусств №2, спортивная детская юношеская школа олимпийского резерва имени Александра Невского, две  библиотеки.
МБОУ «СОШ  №20 с углубленным изучением отдельных предметов» - учреждение с различным контингентом обучающихся, где учатся школьники с высоким, средним и недостаточно высоким уровнем развития, дети из социально неблагополучных семей. Организованное образовательное пространство школы  позволяет получить качественное образование всем детям микрорайона в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, с учетом их состояния здоровья.
Социальный состав обучающихся различен:

-из семей рабочих и служащих    84,7 %
-из семей предпринимателей    7,5 %
-из семей пенсионеров    0,6 %
-из  семей безработных    6,5 %
-из семей инвалидов    0,7 %

Социализация обучающихся осуществляется путём установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом через сотрудничество с высшими учебными заведениями, учреждениями начального и среднего профессионального образования, центрами дополнительного образования, культурными и спортивными центрами города.
Автор опыта работает в  3, 5, 10-х классах   с углубленным изучением английского языка  и  в 8, 11-х общеобразовательных классах. Проведя анкетирование на тему «Диагностика уровня мотивации школьников к изучению иностранного языка на различных ступенях обучения»  по методике Р.В. Овчаровой [3] (Приложение1) было выявлено, что 27% опрошенных учеников имеют высокий уровень мотивации и  хотели бы изучать английский язык на углубленном уровне, у 40 % обучающихся средний уровень мотивации, 32 % имеют низкий уровень мотивации.

Обработав результаты, было установлено, что комплекс «незнания языка» мешает современным школьникам в достижении поставленных целей. Поэтому одной из приоритетных задач обучения иностранному языку является развитие у обучающихся способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.   
В наибольшей степени повышает продуктивность обучения  участие в социальных проектах, так как  именно они нацелены на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества, умения  адаптироваться к реалиям современной жизни.     

Актуальность данного опыта

 Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России. Социальная направленность способствует  развитию гражданской позиции обучающихся, приобретению ими опыта социального проектирования и повышению уровня информированности населения о деятельности общественных объединений и образовательных учреждений для вовлечения в их работу более широкого круга граждан. В настоящее время  актуальны технологии, в основе которых лежит индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию. Изменения, наблюдаемые в содержании образования, диктуют новые условия преподавания предмета, основанные на творческой инициативе, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Ученик, приобретая умения и навыки  работы над социальными проектами, оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, работать совместно в различных коллективах.
В ходе работы над темой «Участие школьников в социальных проектах как фактор формирования коммуникативной компетенции» автором были выделены следующие противоречия:  
-    между готовностью современных школьников участвовать в общественной жизни своего социума и недостаточной разработанностью научно-методических  мероприятий  для организации  их самостоятельной  и креативной деятельности;
-    между огромным потоком информации  и неумением эту информацию анализировать, обрабатывать и систематизировать;
-    между недостаточным уровнем овладения языком и возрастающей потребностью владеть им на должном уровне, понимать и вступать в коммуникацию.
Анализ диагностических данных сформированности коммуникативной  компетенций обучающихся на заключительном этапе свидетельствует об актуальности темы исследования и точности выбора педагогической технологий.  

Ведущей педагогической идеей опыта является формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка через участие в социальных проектах.

Длительность работы над опытом составляет три года, хотя основные идеи его использовались  в  практике и раньше.
  Работа  над опытом по разрешению противоречия между возможностями традиционного образовательного процесса и использованием метода проектов осуществлялась в  несколько этапов.
Ι этап – начальный (констатирующий) – 2007 г.– 2009 г.
ΙΙ этап – основной (формирующий) – 2009 г. –2010 г.
ΙΙΙ этап – заключительный (контрольный) – 2010 г. – 2011 г.
На первом этапе была проведена диагностика коммуникативной компетенции  обучающихся, изучена и проанализирована методическая литература, определена тематика проектов.
На втором  этапе проводилась работа по организации обучающихся для участия в социальных проектах, выбирались темы для  групповых проектов, учащиеся получали дополнительную информацию, формировались лексические навыки для обсуждения проектов.
На заключительном этапе проведен анализ хода и результатов проектной деятельности, анализ диагностики, организована защита проектов обучающихся.

Диапазон опыта представляет собой единую систему урочной и внеурочной работы с использованием проектной методики.

Теоретическая база опыта
Одним из важных направлений развивающего, практико-ориентированного обучения является проектная деятельность учащихся. Специфика проекта как самостоятельной формы учебной деятельности объясняется его ролью в изменении субъект-субъектных отношений в процессе обучения школьников, то есть такого обучения, при котором сам ученик становится не объектом, а субъектом учебного процесса. Проектная деятельность во многом решает и проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных (надпредметных) компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, что является необходимым условием гуманитарного подхода к содержанию и методам образования.
Данная образовательная технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Своеобразный лозунг проектного метода «обучение через делание».
Таким образом, ученический проект – это возможность организации в учебно-воспитательном процессе социальной практики, в процессе которой знания, умения и навыки, полученные учащимися становятся востребованными для решения социальных проблем нашего общества. В этом состоит суть компетентностного подхода, призванного оптимизировать процесс социализации школьников, как через гуманитаризацию содержания образования, так и через современные образовательные технологии как дидактические инструменты, которые создают уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому методологической основой опыта являются труды ведущих педагогов и психологов: Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев[2] (деятельностный подход к обучению); Е.И. Пассов[5], В.П.Кузовлев [4] (опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи); Е.С.Полат[6] (основы технологии обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационных технологий); Тер-Минасова С.Г.[10] (язык и межкультурная коммуникация); Соловова Е.Н. [8,9] (методика обучения иностранным языкам). Использование элементов выше указанных технологий, с точки зрения автора, способствует активизации резервных возможностей личности.

Новизна опыта
Степень новизны заключается в сочетании элементов развивающего,  практико-ориентированного обучения  и технологии критического мышления при разработке  новых методов и форм работы над социальными  проектами для формирования коммуникативной компетенции.

Характеристика условий, в которых может быть реализован данный опыт
 Опыт может быть успешно использован учителями английского языка общеобразовательных школ.
    

Раздел II
Технология   опыта

Цель  педагогической деятельности учителя – создание условий  для формирования коммуникативной компетенции обучающихся через использование социальных проектов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-    развитие познавательных навыков учащихся;
-    умение самостоятельно конструировать свои знания;
-    умение ориентироваться в информационном пространстве;
-   анализировать полученную информацию;
-    умение принимать решения.
В соответствии с современным государственным стандартом изучение иностранного языка направлено на достижение цели развития коммуникативной  компетенции – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. Реализовать эту цель в полной мере позволяет приобщение старшеклассников к участию в социальных  проектах.
 Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая эффективного разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Под социальным проектированием понимается социально значимая деятельность, задуманная и осуществленная подростком, в ходе которой он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, взрослой культурой, с социумом. Такая деятельность формирует жизненно важные  навыки социализации.
Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
Ученический социальный проект - это индивидуальная  или коллективная деятельность школьников, целью которой является совершенствование, позитивное преобразование социальной среды доступными учащимся средствами.
 Работа над социальными проектами началась в МБОУ «СОШ№20 с углубленным изучением отдельных предметов» не на пустом месте. Уже несколько лет назад педагоги стали использовать форму учебного проектирования. Кроме того, школа  является ресурсным центром, а это значит, что она стала точкой притяжения для всего местного сообщества: праздники, события, традиционные встречи проводятся не только для учеников и педагогов, но и привлекают жителей микрорайона. Большинство родителей нынешних учеников сами учились здесь же и хорошо знают школьные традиции, не чувствуют себя посторонними. Поэтому мысль о привлечении семей к школьным делам была очень естественной. Первыми опытами стали проекты «Спасем святой источник» и «Школьный дворик», позднее были реализованы следующие проекты: «Школа глазами учеников», «Терапия радостью», «Ты нам нужен», «Добро не терпит промедления» «Духовность и история» («Путеводитель по храмам», Приложение 2) Первые результаты вдохновили на продолжение и усложнение проектной работы. Изучая тему «Взаимоотношения в семье» обучающиеся всерьёз  заинтересовались темой  жестокого обращения в семье (Приложение 4).  Данная тема - актуальная социальная проблема, поэтому она никого не оставила равнодушным. Желание решить её вызвало живой отклик у всех детей и явилось началом социального проекта «Насилие в семье», цель проекта - всесторонне исследовать проблему семейного насилия в  современном обществе. Основными задачами стали:
-    рассмотреть данную проблему с разных точек зрения;
-    выявить существующие проблемы и причины их появления;
-    найти  способы оптимального решения проблемы
 Работа над проектом проводилась по следующим этапам:
1.    Выбор темы проекта, определение его типа и числа участников;
2.    Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики;
3.    Распределение задач по группам, поиск информации;
4.    Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы;
5.    Самостоятельная работа участников проекта по своим творчески заданиям;
6.    Промежуточные обсуждения полученных данных;
7.    Презентация, защита проектов, оппонирование.
8.    Коллективное обсуждение, выводы.
Первым шагом стало выявление проблемы и определение круга вопросов для обсуждения.
Что такое насилие в семье?
-    Какие виды насилия существуют?
-    Почему некоторые люди становятся семейными тиранами?
-   Почему следует изучать эту проблему?
-    Как и где можно получить необходимую помощь?
Наиболее  целесообразными являются  такие приемы,  как мозговой штурм, позволяет  школьнику смело высказывать свои идеи публично, фантазировать, слушать  не перебивая, уважать чужое мнение, спайдервэбы, кластеры,   которые способствует активизации знаний учащихся и мотивируют их на творческую деятельность. Эти формы  графической организации материала, позволяют сделать наглядными мыслительные процессы,  происходящие  при погружении в ту или иную тему.     
Вторым шагом  стал  сбор, анализ, селекция и компрессия полученной информации.
Пользуясь различными авторитетными источниками, обучающиеся собирают необходимую информацию для исследования данной проблемы. Ими могут быть библиотеки, школы, филиалы университетов, сотрудники мэрии, социальных служб, редакции газет и журналов. Результаты проектной работы могут быть получены как при помощи традиционных, так и современных методов сбора информации. Очень ценно, что в работе над проектом используются современные новые информационные технологии, возможности Интернета для получения и передачи информации, создание презентаций и публикаций, создание Web-сайтов.  Для проведения интервью обучающиеся совместно с педагогом разработали специальные анкеты (Приложение 3).
Записанная информация поможет участнику проекта зафиксировать важные факты. Для того, чтобы взять интервью и получить интересующую информацию, необходимо правильно представиться (Приложение 3).
Следующий шаг -  создание буклета и информационного листка.
Данные, полученные после сбора информации, выполняются в едином стиле. Результаты проектной деятельности      представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана- карты, фильма); содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;   рассчитаны на восприятие, как зрителей, так и читателей;  защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;   должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
 В своей практике автор учитывает следующие критерии  для оценивания проекта:
-     значимость и актуальность выдвинутых проблем;
-     корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых  результатов;
-    активность каждого участника проекта в соответствии с учетом его индивидуальных возможностей;
-     коллективный характер решений;
-     творческая самостоятельность авторов проекта;
-   использование дополнительной, по отношению к базовому уровню информации;
-     доказанность решений, умения аргументировать свои заключения выводы;
-    оформление результатов проекта.
В ходе работы выяснилось, что около 90% родителей заинтересовались социальным проектированием, и захотели создать свои семейные проекты. Обучающиеся  стали больше ценить взаимодействие и взаимопомощь, стали внимательнее друг к другу, изменился микроклимат в классах. Учителя отметили, что легче стало вырабатывать и поддерживать правила отношений между детьми, учителями и родителями, а подростковые амбиции постепенно становились соизмеримыми с собственными возможностями и общими интересами взрослых. Заниматься проектной деятельностью стало престижным.
Во время работы над социальным  проектом все обсуждения ведутся на английском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения.
В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное, проводят математические расчёты.
В ходе подготовки и в ходе самого процесса защиты социального  проекта происходит развитие речевых умений, (обучающиеся вынуждены пользоваться английским языком и как средством извлечения информации, и как средством общения). Происходит формирование коммуникативной компетентности - развитие навыков монологической и диалогической речи. У школьников  появилась возможность продемонстрировать свои организаторские способности, скрытые таланты.  Учитель  следит за тем, как усвоена лексика, правильно ли учащиеся употребляют грамматические конструкции, оценивает ответы обучающихся. Таким образом, метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника.

Раздел III
Результативность опыта

Результативность опыта отслеживалась на протяжении четырех с половиной   лет – с 5 по 9 класс.
Использование  технологии социального проектирования позволило:
-   увеличить количество участников  проекта как активных 20% - 2007г. до 90%-2011г. (те школьники, кто непосредственно  работает по подготовке и реализации проекта), так и тех, на кого направлен проект 10%-2007 до 90%-2011г.  

-    расширить круг  социального партнерства, взаимосвязей с социумом;

-   повысить  результативность  при выполнении контрольных работ и качество знаний по предмету.
Контрольные срезы и независимое муниципальное тестирование показали к 9 классу положительную динамику уровня ЗУНов учащихся по всем  видам речевой деятельности: по говорению – увеличение на 70 %; по аудированию - на 64%; по чтению - на 60%; по грамматике - на 51%, по письму - на 50%. Речь учащихся стала коммуникативной, грамматически и фонетически правильно оформленной.
С целью проверки уровня сформированности коммуникативной компетенции «Этикет общения» была проведена диагностика по Л.Тормену со  следующими критериями  оценивания уровня культуры общения:
-  стремление выслушать собеседника;
-  способность легко высказывать своё мнение;
-    комфортность (склонность принимать требования, если они не отвечают интересам ребёнка).
Результаты оценивались уровневым способом: наличие 1 критерия - низкий уровень, наличие 2 критериев - средний уровень, наличие 3 критериев – высокий уровень. Результаты данной диагностики показывают, что школьники, участвующие в социальных  проектах  толерантны, более приспособлены к жизни в обществе, более гибкие в плане общения.

В классе, выполнявшем проектные работы, отмечается позитивная динамика общей успеваемости и качества знаний.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру,  общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком. Школьники учатся совместному сотрудничеству, которое воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Библиографический список

1.    Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Высшая школа, 1996 Методика коммуникативного обучения иноязычной культуре. // Иностранные языки в школе. - 1988. - №2, с.40-46.
2.    Леонтьев А.Н. Принцип коммуникативности сегодня. // Иностранные языки в школе. - 1986. - №2, с.22-24.
3.    Овчарова, Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших школьников/ Р.В Овчарова  - М.: Просвещение, 1996.-240с.
4.    Кузовлёв, В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа индивидуализации обучения речевой деятельности / В.П.Кузовлёв// Иностр. яз. в шк. 1979. -№1. - С. 21 - 29.
5.    Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991, 245 с.
6.    Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии./ Е.С. Полат - М.: Асадемия,1999.54с.
7.    Рогова, Г. В. и др. Методика обучения иностранным языкам/ Г. В. Рогова– М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
8.    Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей / Е.Н.Соловова. – М.: Просвещение, 2002.
9.    Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. Монография. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.
10.    Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация М.: Slovo, 2000.